Создание путеводителей «По ту сторону фонтанов»

На благо города

Один день в уездном городе П…

 

Видео: ученики рассказывают о проекте

 

Задача духовно-нравственного воспитания личности в настоящее время рассматривается как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Важнейшей составляющей показателя «здоровья нации» является сформированность культурно-нравственных ценностей ее граждан, их социальной и познавательной активности. Петергоф является уникальным местом, где на протяжении трех столетий создавалась историко-культурная среда, вобравшая в себя интереснейшие образцы духовной и материальной культуры.

Не секрет, что в массовом сознании Петергоф – это город фонтанов, парков и дворцов. Даже для местных жителей именно дворцово-парковые объекты кажутся интересными с точки зрения осмотра и изучения. При этом в тени остается «нефонтанный» Петергоф, город, на который повлияла близость императорской летней резиденции. Здесь жили, работали и отдыхали лучшие представители отечественной культуры, происходили процессы и явления, отражающие жизнь всей страны. В качестве основы для развития познавательной активности обучающихся в проектной деятельности с обучающимися был выбран именно город Петергоф – место, где живут школьники.

При создании путеводителей городские объекты, явления материальной и духовной культуры рассматриваются не только с точки зрения их художественной или исторической ценности, но как носители духа времени, эпохи, как отражение тех процессов, которые происходили в обществе, как свидетельство духовного богатства.

Так, в путеводителе «Во благо города» поднимается тема благотворительности. Тема заработка, богатства, возможностей, которые открываются перед состоятельным человеком, несомненно, волнует современного школьника. Актуальным становится вопрос, вынесенный в начало путешествия по городу: «Что такое богатство и как им разумно распорядиться?» Неожиданно Петергоф предстает местом, где меценаты и благотворители оставили свой яркий след, и мы до сих пор пользуемся их благодеяниями. Это сложная тема, не лежащая на поверхности, раскрывается во время путешествия по городу ярко и интересно.

Другой путеводитель «Один день в уездном городе П.» предлагает перенестись на сто лет назад и совершить прогулку по главной улице Петергофа – Санкт-Петербургскому проспекту в сопровождении характерных жителей того времени: офицера, дамы и гимназиста. Чем жили тогда люди, как проходила их повседневная жизнь, чем они интересовались, куда ходили? Петергоф, понесший большие утраты в годы Великой Отечественной войны, оказывается сумел сохранить память о прошлом.

Школьникам в ходе составления путеводителей и во время путешествия по городу открываются многозначные тексты культуры, доступные для «прочтения»: городские дома, фонтаны, скверы, храмы, памятники, исторические казармы полков, малые архитектурные формы, водоемы, аллеи, визуальные образы, произведения искусства, письменные тексты и пр. Таким образом школьник «расшифровывает» информацию и создает свой текст культуры. Приобщение к культурному наследию через непосредственное восприятие объектов и исследование исторических явлений помогает формировать эмоциональный отклик, осмыслять и переходить к общим выводам.

Стоит особо отметить, что созданные в процессе взаимодействия учителя и учащихся путеводители позволяют познакомиться с малоизвестными достопримечательностями Петергофа как в режиме реального времени, так и с возможностью отдаленного доступа сделать это, через всемирную сеть интернет. Через QR-коды представляется возможность получить более полный историко-культурный опыт, например, увидеть предметы прошлого, документы, фотографии, послушать музыку, посмотреть видеосюжеты.

Путеводители разработаны с применением PR и IT-технологий, что дает возможность путешественнику самому выстраивать свой маршрут, искать ответы на вопросы, по мере необходимости знакомиться с дополнительными источниками информации.

 

Учитель Петергофской гимназии императора Александра II Захарова Татьяна Владимировна